Войти
Вход в аккаунт
Регистрация на сайте
МАГИЯ СЛОВ
8 952 805 6659
Чат с пользователем WhatsApp
Заказать звонок
/ Все статьи / Про голос / Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование песочной терапии в

коррекционной работе учителя-логопеда


Игра — это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения — и способ привычный, хорошо знакомый.
Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка.

Сам принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказывала великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное стояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет (в последнее время апробирован и с детьми раннего возраста), рассчитан чаще всего на длительную терапию.

Работая с песком, мы выделяем следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей:

• Развитие диафрагмального дыхания
• Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук «чувствительные ладошки».
• Автоматизация звуков
• Развитие фонематического слуха
• Формирование слоговой структуры слова
• Словарная работа
• Звуковой анализ слов и предложений
• Обучение грамоте
• Связная речь
• Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи ведется по лексическим темам и этот принцип учитывался при использовании игр с песком.
Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает нам возможность использовать песочную терапию в решении многих коррекционных задач.
ке расставляются две игрушки. Нужно длительной

Обычно мы используем игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеев Т.М. Грабенко в книге «Практикуме по креативной терапии»:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большим и наконец мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять; - «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх - вниз.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Нам неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Используем в работе так же:

Игры, направленные на автоматизацию поставленных звуков.
Игры по обучению грамоте.
Письмена на песке, живые буквы, песочная грамматика, очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа.
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенкуощущать себя успешным.

Таким образом, использование песочных игр на логопедических занятиях помогает в работе с любыми темами.
Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех, которого они достигают в играх, их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся