Данным термином специалисты обозначают нарушение функций голоса. При дисфонии ребенок говорит глухо, «сипит», голос может стать хриплым, речь не модулирована. Снижается сила голоса, он может срываться или пропадать к концу фразы.
Дисфония может быть вызвана разными причинами, в зависимости от которых разделяется на два разных вида:
Причины возникновения дисфонии могут быть различными:
При органической:
При функциональной:
Кстати, как это ни кажется странным, именно последний пункт часто является распространенной причиной возникновения дисфонии. Это явление хорошо знакомо педагогам, артистам — тем, кому приходится длительное время говорить, напрягая голосовые связки.
Дети же часто громко кричат, поют, говорят на повышенных тонах. А родители, услышав хриплый голос, сразу бегут за градусником, считая, что ребенок заболел. Следует с детства приучать детей к бережному отношению к своему голосу, не перенапрягать связки.
Для диагностики причин данного состояния необходимо пройти комплексное обследование. Так как поводом снижения голосовых функций могут стать различные нарушения, их необходимо выявить.
Ребенка должны осмотреть:
Лечение дисфонии напрямую зависит от причины ее возникновения.
Занятия с логопедом помогут справиться с голосовыми нарушениями и восстановить нормальную речь.
Коррекционные мероприятия содержат упражнения:
Для детей все занятия проводятся в легкой, игровой форме, чтобы не вызывать дополнительного напряжения и стресса. Умелый логопед обязательную артикуляционную гимнастику превратит в веселую сказку про путешествия Язычка, а дыхательные упражнения — в занимательную игру.
Упражнения на координацию произнесения звуков строятся на принципе повторения одних и тех же слов или сочетаний звуков сначала беззвучно, но с усиленной артикуляцией, затем шепотом и еще один раз — громко. Научившись контролировать фонацию, ребенок сможет соблюдать голосовой режим и беречь связки.
Дыхательная гимнастика тоже может стать веселым занятием. Логопед предложит ребенку дуть на ватные шарики, выдувать мыльные пузыри и даже играть на музыкальных инструментах. Динамическая гимнастика расширяет контроль ребенка над своим дыханием.
В процессе занятий дети учатся говорить с разной силой, интонацией, длительностью и высотой голоса, что позволяет им впоследствии не только избавиться от дисфонии, но и избежать ее повторения благодаря самоконтролю.
Вопреки создаваемому впечатлению, работа логопеда по коррекции дисфонии вовсе не веселая игра с мыльными пузырями. Только специалист знает, как помочь ребенку и не навредить!
В процессе работы необходимо соблюдать важные правила:
Коррекционная работа при регулярных занятиях, как правило, приносит положительные результат уже через несколько месяцев. Однако важно впоследствии следить за состоянием горла и связок и соблюдать голосовой режим.